Языковые и образовательные лагеря
в России, Болгарии и Англии
детей возвращаются к нам снова
7
из
10
camp
enjoy
Написать в WhatsApp
Приручаем время
Или нужен ли детям тайм-менеджмент?
Причины детских страхов
Некоторые детские страхи — часть взросления ребенка, так как возникают в процессе познания окружающего мира. Но часть возникает по иным причинам. Можно выделить несколько наиболее распространенных.

1. Гиперопека в сочетании с повышенной тревожностью родителей.
Тревожные родители, беспокоясь обо всем, что связано с ребенком, неосознанно сигнализируют ему, что окружающий мир полон разнообразных опасностей. И справиться с ними самостоятельно ребенок не сможет, но зато родители его защитят. Подобное поведение часто характерно для родителей, имеющих одного ребенка. Играет свою роль и их возраст: чем старше родители, тем более склонны они к гиперопеке.

2. Конфликты в семье.
Ссоры между родителями или другими близкими родственниками, особенно на глазах у ребенка, негативно сказываются на его психологическом состоянии. В такой атмосфере он растет робким, неуверенным в себе и более подверженным разного рода страхам.

3. Эмоциональная «холодность» родителей.
Если родители эмоционально «холодны» с ребенком, то у него не формируется базовое чувство доверия к миру. И, как следствие, у него отсутствует чувство защищенности и безопасности.

4. Травмирующее прошлое
Любой негативный опыт может закрепиться и вызвать чувство страха в будущем. Например, если в раннем детстве ребенка укусила собака,
в будущем он будет бояться даже щенков.
Привычка расправляться с «лягушками» помогает лучше контролировать свое время и профилактировать развитие прокрастинации, с которой сталкиваются многие взрослые люди.

Прокрастинация — склонность к постоянному откладыванию дел, в том числе важных и срочных, что может приводить к серьезным жизненным проблемам.

Учиться работать в команде.

Многие задачи можно быстрее решить, если работать
в команде. Стоит поощрять ту деятельность, к которой подросток может привлечь друзей и/или родителей. Например, можно вместе организовать сюрприз на день рождения друга. И подросток должен будет разбить цель на несколько задач, распределить каждую по помощникам, определить временные рамки для их решения. Подобные «тренировки» очень помогут ему во взрослой жизни, так как дают навыки не только самоорганизации, но и взаимодействия с другими людьми.
Не придираться.
Данный совет относится к родителям. С подростками часто бывает сложно, потому что они без устали проверяют границы и терпение родителей. Но постоянно напоминать им о том, что нужно сделать, значит, подавлять их чувство ответственности и обесценивать их самостоятельность. Лучше своим примером показывать, как тайм-менеджмент помогает во взрослой жизни правильно и эффективно использовать время, чтобы иметь возможность проводить свободные часы вместе с семьей за интересными и увлекательными занятиями.

Управление временем не зря относят к так называемым навыкам будущего. Время - ценный ресурс, и чем раньше ребенок поймет это
и научится использовать его максимально эффективно, тем проще ему будет в старшей школе, университете и взрослой жизни.

Что почитать?
Д. Аллен, М. Уоллас, М. Уильямс. Как привести дела в порядок — в школе и не только.
В книге рассказывается о знаменитой методике Дэвида Аллена по приведению дел в порядок. Она адаптирована для подростков, поэтому учитывает те сложности и потребности, с которыми сталкиваются современные школьники.

А. Афанасьев, М. Афанасьева. Тайм-менеджмент для детей. Мечтай и действуй!

Книга содержит не только теорию в доступной для детей форме, но и интерактивные задания. С их помощью дети могут на практике опробовать полученные рекомендации по управлению своим временем.
Советы по тайм-менеджменту для дошкольников
С чего же начать? И с какого именно возраста?

Первые шаги на пути «подчинения» времени можно делать, начиная с 3-4летнего возраста. В этот период время для детей делится на «сейчас»
и «не сейчас». Но этого достаточно, чтобы помочь им понять, как спланировать то, что произойдет дальше. При этом необходимо использовать простые и наглядные примеры:

- говорить о смене времен года, которые отлично отражают как один период (сейчас) сменяется другим (потом). Время очень абстрактное понятие, а для детей в этом возрасте необходима наглядность. Изменения в природе становятся отличным примером того, как течет время. Например, рассматривая дерево в разные времена года, дети смогут увидеть, что весной на нем появляются листья, летом — цветы и плоды, осенью — листья желтеют и опадают, а зимой оно остается «голым». В результате маленькие дети интуитивно постигают концепцию времени;
- визуализировать режим дня. Для детей важно соблюдение режима дня. Но за его выполнением следят родители. Однако с помощью картинок можно создать наглядную схему, как проходит день ребенка. Например, в определенной последовательности наклеить картинки, обозначающие рутинные занятия — утреннее умывание, завтрак, первую прогулку и т.д. Ребенок не сможет сказать, в котором часу у него обед, но будет знать, что он после прогулки, а ночной сон после вечернего умывания и чтения сказки. Подобная схема познакомит ребенка с азами планирования
и научит тому, что одно большое дело (например, подготовку ко сну) можно разбивать на несколько шагов (умывание, переодевание в пижаму, чтение книжки).

По мере взросления ребенка — к шести-семи годам — можно переходить от наглядных схем к использованию более привычных ежедневников
и расписаний.
Расписание на неделю
У дошкольников, как правило, распорядок дня уже более загруженный, чем в три-четыре года.
В определенные дни в одно и то же время многие дети ходят в кружки, секции, к логопеду или на подготовительные школьные занятия. Все это можно отразить в недельном расписании.

Каждое воскресенье можно вместе с ребенком записывать (если он уже умеет читать и писать) или
с помощью стикеров отмечать предстоящие на неделе дела в ежедневнике или еженедельном расписании.
Оно должно постоянно находиться перед глазами — например, висеть на стене в детской комнате.

Расписание на день.
Еженедельные дела стоит разбивать на более мелкие — ежедневные — задачи. Их ребенок самостоятельно или вместе с родителями вносит в ежедневник. Например,
в расписании указано, что во вторник у него спортивная тренировка. В ежедневник можно вписать, что по понедельникам нужно проверять, чтобы спортивная форма была постирана и упакована в сумку, с которой ребенок ходит на занятия.
Советы по тайм-менеджменту для младших школьников
С началом обучения в школе жизнь детей сильно меняется. Уроки, домашние задания и внеклассные занятия требуют много времени на их выполнение. И детям может быть сложно привыкнуть, что теперь вместо игр и развлечений приходится делать уроки. Очень важно в этот период научить их расставлять приоритеты и распределять свое время так, чтобы использовать его максимально эффективно.

Учите оценивать сделанное.
Чтобы составить реалистичный выполнимый график, необходимо хорошо понимать, сколько времени уйдет на каждое дело. Начать работу над ежедневным графиком можно с того, чтобы разбить дневные и вечерние часы на пятнадцатиминутные интервалы. За каждым из них закрепить те или иные задачи. Затем отметить, сколько на самом деле времени ушло на их решение. И обязательно подумать над тем, почему его не хватило или, наоборот, остались неиспользованные минуты.

Рефлексия очень важна. Оценка того, как идут дела, помогает ребенку адаптировать расписание под себя. Например, он поймет, что до спортивной тренировки делает домашние школьные задания быстрее, чем после нее. И в следующий раз оставит вечер на отдых, перенеся уроки на время до посещения спортивной секции.

Планируйте долгосрочные задания.
Решить, когда делать сегодняшнее задание по математике, — это одно. Определиться с тем, когда взяться за подготовку масштабного творческого проекта, сдать который необходимо через три недели — совсем другое.

В процессе долгосрочного планирования дети отработают важный навык — умение разбивать цель на более мелкие задачи. Можно использовать листочки-стикеры для заметок. С их помощью отмечать в ежедневнике те задания, выполнение которых запланировано на определенный день. Такие записи можно легко перенести на другой день, если задание занимает больше времени, чем ожидалось.

Расставьте приоритеты.

Урок, который должны получить дети, заключается в том, что сначала необходимо выполнить те дела, что связаны с учебой или другими важными обязанностями, и только затем потратить время на игры и развлечения. Но при правильно выстроенном графике эти занятия всегда успевают сменять друг друга.

При этом ребенок должен учиться нести ответственность в тех случаях, когда не выполнил вовремя поставленную перед ним задачу. Например, не сделал домашнее задание. Попросите его самостоятельно объяснить учителю причину и извиниться. Обязательно обсудите, что именно пошло не так и как он планирует избежать этой проблемы в следующий раз.
Советы по тайм-менеджменту для подростков
Тайм-менеджмент становится все более важным по мере взросления ребенка, так как контроль со стороны родителей уменьшается, а нагрузка
в школе увеличивается. При этом как показывают современные исследования, сами подростки понимают, как много времени они тратят впустую. Например, опросы Pew Research Center показали: 50% из них говорят, что переусердствуют с гаджетами, а 40% — с социальными сетями.

Но гаджеты могут не только «пожирать» время, но и помогать эффективно его использовать. Все те методы, которые применяли младшие школьники, распределяя свои дела по дням и часам, сохраняют свою актуальность. Однако планировать свое расписание подростки могут с помощью современных мобильных приложений.

Между тем важно установить правила по использованию гаджетов
и Интернета, иначе подростки могут тратить часы на игры и общение в сети.
Помимо методов, которые уже знакомы подросткам, если родители начали учить их планировать свое время с ранних лет, можно использовать и новые приемы.

«Есть лягушек» по утрам.
Люди любят откладывать дела на крайний срок, особенно если они неприятны или требуют много усилий для своего выполнения. Поэтому стоит привить привычку «есть лягушек» по утрам, то есть в первую очередь реализовывать ту задачу, за которую хочется браться меньше всего. Например, садясь за домашнюю работу, сначала делать уроки по нелюбимым предметам.
Тайм-менеджмент или управление своим временем — составляет одну из основ самоорганизации. И особенно важной она становится, когда ребенок начинает учиться в школе.

Тайм-менеджмент — технология, позволяющая эффективно использовать такой ценный ресурс, как время, в соответствии с задачами и целями, стоящими перед человеком.

Первые понятия о времени у детей появляются уже в раннем детстве.
К началу школы многие умеют определять время по часам. Но этого недостаточно, чтобы говорить об умении им управлять. Важно, чтобы дети научились связывать стоящие перед ними задачи с тем количеством времени, которое необходимо для их успешного решения. Школьники, которые умеют самостоятельно составлять свой график и следить за его выполнением, меньше подвержены стрессам и более успешны в учебе. Поэтому в рамках подготовки детей к школе стоит уделить внимание тайм-менеджменту.