Успехи детей не могут не радовать родителей. Но иногда за отличными результатами стоит чрезмерное напряжение: ребёнок всеми силами пытается завоевать признание, остро реагирует на замечания, боится ошибиться. Такое поведение может говорить о синдроме отличника. Мы узнали у психолога, что это за состояние, в чём его опасность и как с ним бороться.
Попытка заслужить признание: что такое синдром отличника
Синдром отличника — неофициальный термин. Так называют состояние, когда ребёнок хочет быть лучшим во всём: в учёбе, спорте и домашних делах. Ему важно получать лучший результат в любых активностях, за которые он берётся, — даже если в этом нет особой нужды.
💡 При синдроме отличника достижения — это способ добиться похвалы и признания от взрослых. Оценка оказывается так важна, что затмевает настоящую важность и смысл результатов. Часто у детей с синдромом отличника не получаются творческие задания. Они используют проверенные подходы и избегают импровизаций, потому что им важно получать предсказуемый результат. А ещё у них бывает туннельное зрение — когнитивное искажение, при котором доводят до идеала детали в задачах, но не улавливают общий смысл. На первый взгляд синдром отличника похож на перфекционизм — дети в этих состояниях одинаково стремятся к идеальным результатам. Но если присмотреться, можно увидеть разницу.
Признаки синдрома отличника
Вот как может вести себя ребёнок, у которого формируется нездоровая тяга к самосовершенствованию:
- Болезненно реагирует на критику. Для детей с синдромом отличника критика означает, что их отвергают. Даже если дать очень бережную обратную связь или попросить что-то исправить, ребёнок может отреагировать импульсивно или замкнуться.
- Обесценивает свои результаты. Ребёнок не будет считать достижением второе место на городской олимпиаде или четвёрку за сложную контрольную. Ему нужно знать, что он справился лучше всех.
- Сильно критикует себя. Результаты у таких детей влияют на самооценку, поэтому может возникнуть чувство неполноценности — мысли, что «со мной что-то не так». Даже хорошая оценка одноклассника воспринимается как собственный провал.
- Впадает в крайности. Если ребёнок где-то ошибся, он начинает думать о самом негативном сценарии — исключении из школы, нелюбви родителей. Также он может впасть в истерику, порвать тетради и грамоты, отказаться идти на занятия.
- Склонен к прокрастинации. Дети с синдромом отличника постоянно додумывают реакцию и оценку других людей, из-за этого испытывают тревогу и напряжение. Они откажутся что-то делать, если не уверены, что достигнут успеха.
Внешняя среда и особенности психики: откуда берётся синдром отличника
До семи лет у людей формируется фундамент психики. У детей ещё не развито критическое мышление, поэтому они уязвимы к окружающей среде. Они слышат что-то от взрослых, и это становится истиной, внутренним голосом. Поэтому причиной синдрома могут быть чужие высокие ожидания: если от ребёнка постоянно ждут достижений, он начинает верить, что обязан их добиваться.
💡 Родственники, воспитатели, учителя или тренеры могут даже не понимать, что травмируют ребёнка. Но установка «отлично учиться и всегда быть первым» часто возникает именно из-за требовательных взрослых. Ребёнок подсознательно считает: если он не идеальный, то его не любят. Достаточно невербальных сигналов от взрослых — взгляда, мимики. Например, кто-то из родителей может игнорировать ребёнка, если тот приносит домой не ту оценку — выходит, нужно быть идеальным для того, чтобы получать внимание. Важно сказать, что психика очень субъективна. Бывает так, что даже родившиеся в одной семье дети растут очень разными. У одного может включиться механизм защиты — он будет игнорировать родителей, какие бы требования к нему ни применяли. А второй ребёнок слушает, как взрослые говорят, что нужно учиться только на пятёрки, и начинает думать, что четвёрка — это плохо.
В чём опасность синдрома отличника
Со временем склонность к идеальным результатам никуда не уходит. Если она возникла у ребёнка в начальной школе, то уже в подростковом возрасте страх неудачи может привести к расстройствам. Что говорит наука?
- Систематический научный обзор работ о перфекционизме - статья китайских исследователей о связи перфекционизма, разных видов депрессий и тревожного расстройства.
- Перфекционизм объясняет особенности саморазрушающего поведения, которые выходят за пределы самокритики - канадское исследование, в котором найдена связь суицидального поведения и перфекционизма.
- Перфекционизм и расстройства личности как предвестники симптомов и межличностных проблем - исследование американских и итальянских учёных, в котором говорят о связи перфекционизма и обсессивно-компульсивного расстройства.
Люди с синдромом отличника могут многого добиться в жизни, но быть абсолютно не счастливыми. Часто они живут в социальной изоляции с узким кру́гом интересов. На досуг остаётся мало времени — все силы уходят на выполнение задач. В более зрелом возрасте, например, в кризис 30 лет, за бесконечными достижениями можно потерять себя — вырасти, но так и не понять, чего на самом деле хочется в жизни. Часто такие люди приходят к психологам с запросами: «я не знаю, чего хочу», «я не знаю, кто я». От перфекционизма страдают не только носители синдрома отличника. Коллеги и члены семьи могут стать жертвами требовательного отношения — люди с синдромом отличника не могут относиться к другим лучше, чем к себе. В личной жизни могут возникнуть трудности после стадии влюблённости, когда спадают иллюзии, а требовательный партнёр начинает видеть недостатки своей половины.
Помочь ребёнку и себе: что делать при синдроме отличника
Когда с ребёнком происходит что-то странное, первым желанием может быть отвести его к специалисту. Но лучше действовать в таком порядке:
- 🎓 Образование. Важно, чтобы специалист закончил высшее учебное заведение, а не курсы. При этом вид терапий, которые он проводит, может быть любым.
- 🧠 Супервизии. Психологи должны регулярно проходить личную терапию и супервизию. Это помогает им продолжать эффективно работать и понимать запросы клиентов.
💡 Может возникнуть иллюзия, что ребёнку получится помочь самостоятельно, без специалистов. Но наша психика имеет очень много защит в виде, например, отрицания — когда мы пытаемся что-то понять про себя или своих детей, то некоторые вещи просто останутся незамеченными.
Помимо обращения к специалисту, важно правильно выстроить отношения с ребёнком дома.

- Показывайте ребёнку свою любовь. Безусловное принятие помогает детям вырасти устойчивыми, ментально здоровыми. Несмотря на высокие требования, дети должны чувствовать поддержку и разделять достижения и семейные взаимоотношения. Попробуйте показать детям на собственном примере, как относитесь к своим недостаткам. Тогда они смогут научиться так же принимать себя.
- Попробуйте давать эффективную похвалу и критику. Концентрируйтесь не только на результате, а ещё и на процессе обучения и промежуточных успехах ребёнка. Они могут быть небольшими, но их важно отмечать. Дети, которые воспитаны с установкой на рост, не боятся ошибок и считают, что интеллект можно развить.
- Выстраивайте доверительные отношения. Иногда дети боятся лишний раз тревожить родителей. Особенно если видят, что у вас непростой период в жизни. Однако ребёнок должен знать, что всегда может прийти к вам со своей проблемой и попросить совет.
- Поделитесь настоящими ценностями. Расскажите, что на самом деле делает людей счастливыми и почему весь секрет не в хороших оценках. Попробуйте привести примеры знакомых или известных людей, которые получают удовольствие от жизни, занимаясь тем, что им нравится.
Синдром отличника: главное
- Синдром отличника — состояние, при котором дети навязчиво стремятся к идеальным результатам во всех делах.
- За синдромом отличника стоит попытка получить признание и любовь взрослых.
- При этом синдроме ребёнок импульсивно реагирует на критику со стороны, но сильно критикует себя сам — обесценивает даже хорошие, но не отличные результаты.
- Причины такого поведения кроются в особенностях психики и внешней среде: взрослые, сами того не зная, могут травмировать ребёнка требованиями быть лучше всех.
- Синдром опасен тем, что может привести к депрессии, тревожному, обсессивно-компульсивному и другим расстройствам.
- Чтобы избавиться от этого состояния, к психологу лучше обратиться и родителям, и ребёнку. Важно научиться разделять достижения и чувства — показывать свою любовь при любых результатах.