Блог

Кризис подросткового возраста: причины, симптомы и что делать родителям

Подростковый кризис переживает каждый человек. В это время происходят значительные физиологические и психологические изменения, связанные с переходом от детства к взрослой жизни. Часто кризис сопровождается поиском идентичности, независимости и смысла жизни, а также эмоциональными перепадами и сложностями в отношениях с окружающими. Разобраться в теме и узнать, как родителям вести себя с подростками, нам помог клинический психолог.

Какие возрастные кризисы бывают у детей

Подростковый кризис — не первый в жизни человека. Детский организм постоянно растёт, из-за чего периодически накапливает критическую массу изменений, которая порождает кризисы. И каждое такое событие — хорошее состояние. По словам советского педагога и психолога Льва Выготского: «Кризис — время качественных позитивных изменений, результатом которых является переход личности на новую, более высокую ступень развития». Выделяют четыре кризисных эпизода перед подростковым.

Первые два месяца жизни

Ребёнок резко оказывается в непривычной обстановке. Он ощущает яркий свет, громкие звуки, перепады температуры и непривычно свободное пространство вокруг. Ему нужно время, чтобы адаптироваться к новому миру, а также привыкнуть самостоятельно дышать и есть. Обычно это происходит в первые два месяца после рождения малыша.

1–1,5 года

В это время ребёнок начинает активно передвигаться. У него появляется больше желаний. Если малыши до года хотят только спать, есть, объятий и чтобы ничего не болело. То у деток постарше к базовым желаниям добавляются потребности ходить, смотреть на всё сверху и срочно достать во-о-он ту штуку.Когда эти желания не удовлетворяются — малыш начинает скандалить. Обычно кризис длится до полугода, но бывает и дольше.

3 года

В три года ребёнок понимает, что он хочет делать всё самостоятельно. «Я сам!» — главная фраза трёхлетки. В это время родители сталкиваются с отрицанием, упрямством, своеволием и бунтом. Ребёнок пытается доказать, что он большой, всё может и умеет. А когда это оказывается не так — расстраивается и капризничает.Кризис длится примерно полгода и обычно заканчивается к четырём годам.

7 лет

Это возраст перехода от игр к познанию. Семилетние дети идут в школу, где им предстоит многому научиться. У ребёнка появляются новые обязанности, которые не получается игнорировать. Создаётся кризисная ситуация, во время которой ребёнок пытается решать проблемы разными способами: отказывается выполнять просьбы, дерзит, скандалит, кривляется и обманывает.Сложный период продолжается несколько месяцев до тех пор, пока ребёнок не адаптируется к изменениям.

Почему начинается подростковый кризис

Кризисный период наступает в возрасте от 10 до 18 лет. В это время начинается половое созревание, изменяется тело и происходит реорганизация мозга. Активно проявляется работа системы, которая отвечает за эмоции, реакции и желания. Поэтому подросток остро реагирует на каждое замечание и видит опасность там, где её нет. Гормональная перестройка. У девочек увеличивается выработка половых гормонов: прогестерона и эстрогена. Оба гормона отвечают за правильную работу половой системы. Дополнительно эстроген влияет на настроение и социальную активность девушки во время подросткового кризиса. У мальчиков увеличивается выработка тестостерона, гормона, который влияет на формирование половых признаков, либидо, а также мышечную массу и фигуру.

🔎 Все эти гормоны встречаются и у девочек, и у мальчиков, отличается лишь их количество.

Гормоны сильно влияют на настроение подростков. У девочек чаще случаются перепады настроения из-за влияния эстрогена, а мальчики проявляют бо́льшую агрессию из-за тестостерона. Растёт и меняется тело. Организм подростка растёт быстро, но мозг не успевает освоить новые габариты. Из-за этого страдает координация, фигура становятся угловатой, а движения неповоротливыми. Иногда тело меняется неравномерно, поэтому некоторые части могут быть непропорционально большими или маленькими. Это заставляет подростка сомневаться в себе, что ухудшает его настроение. Происходят процессы, связанные с нейронными связями в мозге. Лишние нейронные связи удаляются, а рабочие — укрепляются. Так мозг начинает работать эффективнее, но процесс может снизить концентрацию внимания, что плохо влияет на учёбу. Начинаются изменения в работе мозга. Участок, который отвечает за эмоции, развивается быстрее рациональной части. В результате дети становятся импульсивными и проявляют больше агрессии.

🔎 За рациональность отвечает префронтальная кора, а за эмоции лимбическая система. Префронтальная кора развивается медленнее лимбической системы. Поэтому подростки живут не очень логично, зато эмоционально.

Усиливается влияние сверстников друг на друга. В период кризиса для детей становится особенно важно мнение друзей и одноклассников — теперь авторитетами становятся они, а не взрослые люди. Но подростки относятся друг к другу гораздо жёстче, чем родители к детям. Это вызывает много разных эмоций, что влияет на течение кризиса.

Какие признаки есть у подросткового кризиса

У каждого ребёнка кризис проходит по-своему. У кого-то спокойнее, а у кого-то бурно, но можно выделить некоторые общие признаки для всех:

  • Помой посуду
  • Почему тебя надо звать пять раз?
  • Собери портфель
  • Иди погуляй лучше
  • Уроки сделал?
  • Почему еще не умылся?
  • Сколько можно играть?
  • Эта футболка — плохой выбор
  • Убери кровать
  • Потому что я так сказал

Подростка может зацепить любая фраза, даже если в словах нет упрёка.

  • Перепады настроения. Этот признак больше проявляется у девочек. Их настроение может меняться с плаксивости на смех.
  • Агрессивность. Так себя чаще ведут мальчики. Это стремление доказать себе и окружающим, что они сильнее и лучше других. Например, юноши могут драться, устраивать опасные соревнования или делать что-то незаконное.
  • Бунт. Подростки могут пытаться идти против установившегося порядка и отвергать любые предложения родителей.
  • Это может проявляться по-разному, например, при выборе одежды дети могут пренебречь предложением родителей, потому что: «Несколько подруг со школы носят такое же платье, я не хочу быть как они».
  • Чувствительность к мнению окружающих. Мнение других людей приобретает особенное значение. Поэтому для них становятся значимыми все реакции в социальных сетях, а чья-то неосторожная фраза может испортить настроение на неделю. Например, замечание учителя, что подросток плохо сделал домашнее задание, может поселить уверенность, что он ничего не умеет.

Вот ещё фразы, которые могут ранить подростка:

  • Ты что на себя нацепила?
  • Да что тут делать-то
  • Переделай нормально
  • Миша уже 20 раз отжимается
  • Вот здесь ужасно сделано
  • Почему тебя надо звать пять раз?
  • Когда ты уже дочитаешь книгу?
  • Вечно у тебя всё из рук валится?
  • Будешь дворником работать?

Многие привычные слова могут ранить душу молодого человека. Сравнение с кем-то другим, рациональное замечание или неосторожный упрёк становятся катастрофой для уязвимого подростка.

  • Бурный рост и непропорциональная фигура. Быстрое изменение фигуры может спровоцировать непринятие себя и комплексы.
  • Акне. Гормоны вызывают временные несовершенства на коже и могут провоцировать комплексы по поводу внешнего вида. От этой проблемы страдают как мальчики, так и девочки.

Подростки стараются любыми способами скрыть или убрать внешние признаки взросления. Например, используют много косметики, давят прыщи или наносят средства, которые могут ухудшить ситуацию и вызвать раздражения на коже.

Как воспитание влияет на течение кризиса

Подростковый кризис длится по нескольку лет и проходит разные стадии. Его течение в большой степени зависит от того, как родители воспитывали своего ребёнка до подросткового возраста.

  • Авторитарный: жёсткий контроль без достаточной эмоциональной поддержки ребёнка. При таком воспитании подросток может отреагировать на чрезмерные ограничения взрослых бунтом и желанием освободиться от контроля родителей.
  • Вольный: у ребёнка полная свобода и границ нет вообще. Ребёнок, которого воспитывали в таком стиле, может почувствовать себя потерянным в момент кризиса, поскольку у него не будет устойчивого внутреннего контроля и чувства ответственности.
  • Авторитетный: сочетание твёрдости с поддержкой. Это предпочтительный вариант воспитания. При таком подходе родители помогают ребёнку развивать здоровое чувство независимости и уверенности в себе, к тому же это может сделать течение кризиса более спокойным. Ребёнок будет ощущать, что у него есть поддержка родителей и свобода принимать решения.

Негативный или предкризисный этап — стадия «Я»

Советский психолог Лев Выготский выделял три стадии кризиса: негативная, кризисная и позитивная. Расскажем подробнее про каждый этап взросления. Негативный этап протекает в возрасте от 10 до 12 лет. В это время у ребёнка ломается система ценностей, он осознаёт собственное «Я». Ребёнок понимает, что у него есть собственное мнение и оно необязательно должно совпадать с родительским. Подросток начнёт проверять границы дозволенного, чтобы понять, где он может настоять на своём. Он отдаляется от родителей, ведёт себя агрессивнее и может грубить. Тело становится менее пропорциональным, начинают работать железы и появляются вторичные половые признаки. Кожа начинает пахнуть, а зеркало отражает новые непривычные пропорции. Это приходится учитывать в повседневной жизни: следить за координацией, бриться, чаще мыться и пользоваться дезодорантом. Любые замечания о теле могут раздражать и обижать. Теперь главное в жизни подростка — доказать родителям, что у него тоже есть своё мнение и его нужно уважать.

В этот период родителям важно не подавлять самостоятельность ребёнка, а поддерживать его. В противном случае есть риск, что он не научится принимать решения.

Кризис-стадия «Кто я и с кем я?»

Следующий период взросления — это возраст 12–17 лет, когда для ребёнка большое значение приобретают ровесники. В этот период подросток ищет собственную идентичность и место в мире: сравнивает себя с другими людьми и стремится закрепиться среди сверстников, попадает в разные субкультуры и может оказаться в «плохой» компании.

💡 Мальчики и девочки проходят эту стадию по-разному. Парни могут проявлять агрессию, чтобы доказать себе и друзьям, что они не хуже других.

А девушки сравнивают себя со сверстницами и другими женщинами. В это время также происходит половое созревание. Вторичные половые признаки становятся более выраженными, на коже могут появиться высыпания, а у мальчиков «ломается» голос. Также в поисках идентичности подростки стараются угодить всем вокруг, но каждому понравиться нельзя, и когда они понимают это — расстраиваются и злятся.

Родителям в это время важно выстраивать доверительное пространство: поддерживать детей, разговаривать с ними, спрашивать о чувствах. Главное — не начинать читать нотации и не давить авторитетом.

Позитивный этап — «В чём моя роль?»

Это последний этап взросления, который происходит в возрасте от 17 до 21 года. Возраст окончания кризиса зависит от культуры и страны, где растёт подросток. В это время многие юноши и девушки уже знают, чем хотят заниматься в будущем, но могут испытывать неуверенность, в том, правильный ли выбор они сделали. К этому времени тело уже практически сформировано, а гормональные колебания проходят. Подросток к этому возрасту с большей вероятностью принимает себя, поэтому его поведение становится более уравновешенным.

Родителям в этот период важно поддерживать инициативы своего подросшего ребёнка.

Как кризис сказывается на здоровье подростка — норма и осложнения

Во время подросткового кризиса организм человека изменяется очень активно. Многие системы растут скачками и работают нестабильно, из-за чего подростки могут испытывать разные ощущения:

  • Перепады давления
  • Учащённое сердцебиение
  • Головокружение

Это нормально и не требует медицинской помощи, если сильно не влияет на качество жизни. Все шероховатости в работе органов и систем придут в норму после окончания кризиса. Однако бывают ситуации, когда подросток не может справиться с изменениями, тогда случаются осложнения. Обращаться за помощью стоит, когда только замечаете первые тревожные звоночки. Осложнения у подростков случаются нередко, и интенсивность проявляется по-разному, например:

  • 👉 При слабом проявлении подросток может протестовать против родителей и отдаляться от них.
  • 👉 В тяжёлых случаях дети могут пытаться покончить с жизнью.

Лучше поговорить с ребёнком о походе к психологу, как только заметили первые проявления. Это поможет не усугубить ситуацию и смягчить проявления кризисного состояния.

  • Развитие депрессии или тревожного расстройства
  • Проявление социальной изоляции
  • Появление проблем, связанных с низкой самооценкой

Есть специфические осложнения, которые чаще встречаются у девочек. В отличие от мальчиков, они чаще впадают в депрессию, которая может протекать незаметно. Но её можно распознать по некоторым признакам:

  • Частые эмоциональные вспышки
  • Общая замкнутость и подавленность
  • Девочка помладше часто говорит, что «ей скучно»

Психологические проблемы сильнее проявляются у девочек. Это происходит из-за ранних гормональных изменений и социального давления по поводу внешности. Поведенческие осложнения:

  • Агрессивное или рискованное поведение
  • Употребление любых вредных веществ и появление зависимости от них
  • Проблемы с успеваемостью в школе
  • Конфликты в семье

К таким сложностям может привести недостаток внимания и общения. Поведенческие проблемы чаще проявляются у мальчиков. Поскольку они склонны меньше проявлять эмоции, а затем выплёскивать их в виде агрессии. Разберём примеры ситуаций и дадим рекомендации от психолога, как родители могут помочь подростку справляться с кризисом и проходить его более мягко.

Как помочь себе и ребёнку пережить кризис: распространённые ситуации и советы родителям

Во время кризиса дети и родители не всегда понимают друг друга, из-за чего могут конфликтовать. Разберём, что делать в некоторых случаях.

  • Если взрослые потеряли авторитет

✅ Родителям важно быть гибкими и поменять роль авторитета на наставника. Авторитет нельзя навязывать — это только оттолкнёт человека. Подростка следует уважать, поддерживать и помогать ему в сложных ситуациях, а не указывать, как поступать.

  • У ребёнка появился сомнительный кумир

✅ Не стоит пытаться очернить его и доказать, что он плохой. Лучше поговорить с ребёнком и спросить его мнение. Также можно предложить альтернативную фигуру, а если у ребёнка нет других интересов — мягко порекомендовать выбрать другую активность.

  • Подросток курит, употребляет алкоголь и другие вещества

✅ Стоит начать открытый диалог на эту тему. Рассказать о долгосрочных проблемах со здоровьем и показать реальные примеры. При этом не обвинять в плохом поведении и не пугать ребёнка — это не поможет. Наоборот, стоит сделать акцент на доверительных отношениях.

Стоит рассказать, что не обязательно повторять за другими, даже если сверстники оказывают давление. Можно помочь поискать альтернативный способ достичь влияния среди друзей.

🔎 Важно показывать личный пример и вести здоровый образ жизни. Желательно, чтобы у родителей были свои увлечения. Тогда можно помочь ребёнку выбрать хобби для себя тоже.

  • Подросток не хочет разговаривать, уходит к себе и хлопает дверью

✅ Дайте время. Не нужно «причинять» помощь и навязывать своё общение. Показывайте готовность к диалогу, проявляйте эмпатию. Можно сказать: «Я вижу, что ты сейчас не готова разговаривать, но если захочешь чем-то поделиться, я тут». Не досаждайте непрошеными советами или угрозами в духе: «Ещё раз так сделаешь — отберу телефон».

  • Ребёнок попал в плохую компанию и занимается неизвестно чем

✅ Здесь взрослым нужно действовать деликатно и бережно. Сначала следует убедиться, что люди из плохой компании нарушают закон или подвергают риску здоровье ребёнка и окружающих. Если ничего такого не происходит, то «вытаскивать» никого не нужно.

Если ситуация действительно требует вмешательства взрослых, то в первую очередь нужно поговорить с подростком и узнать его мнение. Лучше общаться открыто: не критиковать, не обвинять и не угрожать. Обсуждать следует возможные последствия нахождения в сомнительной компании и то, как это повлияет на дальнейшую жизнь ребёнка. Можно узнать, совпадают ли ценности подростка и той социальной группы, в которой он находится. Узнать, что ему нравится в этой компании. Важно вести диалог и искренне интересоваться, а не начать читать нотации и критиковать — это отбивает желание говорить. Предложите подростку комьюнити, где можно быть самим собой и находить единомышленников — Enjoy Friends. Это пространство для детей до 17 лет, где можно общаться и знакомиться, развивать способности, находить события и людей по интересам. Участники сообщества ездят на фестивали, экскурсии, участвуют в мастер-классах и записях подкастов, снимают трендовые видео.

Получите подробную презентацию лагеря с программой и ценами
pres
Получите подробную презентацию лагеря с программой и ценами
Фамилия имя отчество
Адрес эл. почты
Телефон
subscribe

Узнавайте первыми о наших новинках

Подпишитесь на рассылку и получите 500 минуток
ИМЯ
E-maıl
Забронировать
Смены и цены
Выбрать смену
События
Присоединяйтесь к нашему комьюнити
Выбрать событие
infoМы принимаем к оплате сертификаты Мосгортура
Локации
Наши программы
© ООО "Образовательные инновации" 2021
ИНН: 7720330774, ОГРН: 1167746124226
Москва, ул. Ленинская слобода, дом 26, стр. 5 , офис 5707(м. Автозаводская, БЦ Симонов Плаза)
telegram
vk
youtube
footerNew image