Родители могут хотеть, чтобы дети сами стремились хорошо учиться в школе, заниматься спортом и другими хобби. Но самостоятельно ребёнок вряд ли будет ставить цели и строить планы по их достижению. Узнали у психолога, какие особенности есть у детской мотивации, и как помогать ребёнку достигать целей.
Вижу цель, иду к ней: что такое мотивация
Мотивация — это побуждение себя или другого человека к определённым действиям с конкретной целью. Чаще всего эта цель — удовлетворить ту или иную нашу потребность. Есть разные виды, например, внутренняя и внешняя мотивация, положительная и отрицательная или мотивация достигаторства. Психологи предпочитают говорить о первичной и вторичной.
- Первичная связана с базовыми биологическими потребностями, такими как голод, жажда, стремление к выживанию.
- А вторичная возникает уже на основе приобретённого опыта и закрывает познавательные и социальные потребности. Такая мотивация больше зависит от других людей. Например, мальчик занимается хоккеем, потому что мама считает, что спорт научит его работать в команде и поможет попасть в хороший вуз.
✍️ Про мотивацию достигаторства мы уже рассказывали в одной из статей: «Синдром отличника. Как его распознать и помочь ребёнку — советы психолога»
Рассмотрим особенности мотивации детей подробнее.

Как устроена детская мотивация
Некоторые родители относятся к своим детям как к маленьким взрослым. В этом есть плюсы: обычно взрослые с уважением относятся к желаниям ребёнка, прислушиваются к нему, стараются договариваться, а не командовать.
- ♥️ Внутренние факторы. На взрослых чаще всего влияет триада мотивации: власть, амбиции и присоединение. Человек либо управляет чем-то, либо реализует свои проекты, либо делает что-то в группе. Для детей это не так важно, они больше действуют из интереса, и у каждого ребёнка он свой. Это будет зависеть от его возраста, характера, склонностей, убеждений.
- 👫 Внешние стимулы. Ребёнок сильнее подвержен влиянию людей, в окружении которых он растёт. Для него большое значение имеет мнение родителей, учителей в школе, друзей. Кроме того, дети только начинают накапливать жизненный опыт, и их мотивация может быть неустойчивой и ситуационной.
- 🧠 Когнитивные процессы. Критическое мышление, восприятие, способность анализировать и воспринимать информацию — всё это у детей развито хуже, чем у взрослых. Они не всегда могут связать действие и результат. Поэтому сложно требовать от пятилетнего ребёнка такой же осознанной мотивации, как от семнадцатилетнего подростка и тем более взрослого.
- 🔍 Дети только учатся понимать свои базовые потребности и чаще делают что-то, потому что получают удовольствие. Ещё им сложно ставить долгосрочные цели, так как их горизонт планирования меньше, чем у взрослых.
- 💭 Эмоциональное состояние. Настроение, отношение к цели и процессу, физическая усталость — всё это влияет на мотивацию. Родителям важно говорить с ребёнком, задавать вопросы: «Тебе это интересно?», «Тебе сейчас хорошо?», «Продолжаем или устал?». Время, проведённое вместе, искренняя помощь и забота — это лучший способ поддержать личностное развитие ребёнка и укрепить его веру в себя.
А вот эмоциональное давление в духе «Ты должен», «Надо, значит, надо», «Подрастёшь — поймёшь» — разрушает ребёнка.Но чтобы мотивировать детей, важно учитывать все факторы, которые отличают маленьких людей от больших.
Почему дети теряют мотивацию: ошибки родителей
Даже самые заботливые и осознанные взрослые могут перегнуть палку с мотивацией. Рассмотрим решения и действия родителей, которые чаще всего действуют во вред.
- ❌ Родители проецируют свои страхи и ожидания. Иногда через ребёнка взрослые пытаются осуществить свои мечты: «У меня не получилось стать балериной, поэтому ты будешь танцевать». Или стараются уберечь от своих ошибок: «Мне было плохо, когда я уехала и поступила в университет, поэтому и ты никуда не поедешь».
- 🔍 Если родитель видит, что его требования, мотивация, упрашивания не работают, и ребёнок всеми силами упирается и отказывается что-то делать — возможно, стоит рассмотреть проблему глубже. Может оказаться, что взрослый пытается навязать ребёнку что-то своё, и разобраться в такой ситуации поможет сессия с психологом.
- ❌ Наказывают за малейшие ошибки. Ошибаться нормально, мы все так учимся и растём. Если наказывать ребёнка сразу, когда у него что-то не получилось — это поменяет его мотивацию. Он начнёт действовать не ради достижения целей, а чтобы избежать наказания.
- В результате может вырасти человек, который живёт, работает, вступает в отношения с одним главным посылом: «Чтобы меня любили, я должен это заслужить».
- 🔍 А вот если родители будут поддерживать, а не наказывать ребёнка за любой промах, ему будет проще справляться с трудностями — и сейчас, и во взрослой жизни.
- ❌ Фокусируются только на результате. Детям сложно идти к мечте любой ценой, да и не факт, что нужно. Во взрослой жизни это приведёт к тому, что человек будет требовать от себя слишком много или вообще потеряет мотивацию к чему-либо.
- 🔍 Лучше радоваться вместе с ребёнком маленьким шагам, хвалить и помогать ему получать удовольствие от процесса.Например, вместо: «Ты молодец, что выиграла!», можно подчеркнуть усилия ребёнка: «Ты молодец, что так усердно тренировалась, ты очень постаралась!».
- ❌ Воспринимают успехи и ошибки ребёнка, как собственные. «Моя дочь лучше всех танцует!» — «А мой сын получил золотую медаль!». Такие разговоры не редкость среди родителей, которые пытаются присвоить себе достижения детей. Как будто через успехи ребёнка они становятся более хорошими родителями. Но это не так.
- 🔍 Взрослым важно вовремя отойти в сторону от победы или проигрыша ребёнка. Развиваться в своих хобби, находить радость в самореализации и увлечениях. Это позволит не зацикливаться на успехах и неудачах ребёнка, и даст ему дополнительную мотивацию к своим свершениям — по примеру родителя.
Как правильно мотивировать ребёнка
Поддерживать интерес и восстановиться после неудачи помогут такие способы:
- 👉 Объясняйте, зачем ребёнок что-то делает. Если он хочет стать, например, видеоблогером, ему может быть непонятно, как пригодятся математика и физика. Задача родителя: объяснить, как учёба в школе поможет в любимой деятельности.
- Например, алгебра поможет научиться считать доходы, расходы и критически мыслить. А физика расширит знания о мире: ребёнок узнает, как настроить свет и объектив, чтобы картинка на видео была красивой.
- 👉 Разделяйте цели на маленькие шаги. Вместе с ребёнком определите не только конечную цель, но и путь. И обязательно отмечайте каждый шаг. Так маленький человек сосредотачивается на процессе и замечает свои достижения.Научите признавать ошибки и праздновать их. Не ругайте за провалы, ведь они случаются у всех. Уметь присваивать свои ошибки — важный навык для ребёнка, поэтому лучшее, чему родитель может научить маленького человека — говорить: «Сейчас у меня не получилось, но я попробую снова, потому что могу».
- 👉 Поддерживайте ребёнка в любой ситуации, особенно при проигрыше. Не загоняйте его в рамки: «Сделал хорошо — я тебя люблю, не сделал — не подходи ко мне». Ребёнку важно знать, что он может в любой момент прийти к значимому взрослому, спросить совета или просто пожаловаться.
- Это позволяет легче переживать сложные моменты и возвращаться к своим занятиям с новым зарядом мотивации.
- 👉 Подавайте личный пример. Дети всегда повторяют за взрослыми, поэтому сложно ожидать от ребёнка рвения к спорту и чтению, если сами родители предпочитают после работы смотреть телевизор.
Зовите ребёнка делать что-то вместе — это поможет, если ему сложно включиться в какой-то процесс. Например, подростка можно позвать пойти вместе на тренировку по плаванию, а ребёнку помладше предложить приготовить вместе ужин.

- 👉 Отслеживайте влияние окружения. Ребёнок всегда будет оценивать, как ведут себя другие, что говорят, к чему стремятся. Но это не значит, что нужно забирать ребёнка из школы, если вам не нравятся его одноклассники. Важно разговаривать с ребёнком и помогать ему поддерживать мотивацию, даже если кто-то из его друзей и детей из класса ведёт себя по-другому: меньше читает, хуже учится, не занимается спортом.
- 👉 Хвалите. Тут можно придерживаться следующих правил:
- ✅ Одобряйте какие-то конкретные поступки ребёнка: «Ты так классно справился с этой задачей, посмотри, как хорошо получилось!».
- ✅ Соблюдайте баланс критики и похвалы. Не воспринимайте успехи ребёнка как должное и не акцентируйте внимание только на ошибках.
- Например, так: «По алгебре пять? Ты молодец, что разобрался в теме и смог решить все примеры сам. По литературе тройка? Давай посмотрим, какие аргументы оказались слабыми в сочинении».
- ✅ Хвалите искренне и честно: «Ты молодец, один из немногих в классе решил этот сложный пример». Если поощрять за несущественные дела — ребёнок почувствует фальшь и перестанет доверять вашим словам.
Популярные методы мотивации: почему они не работают
Стараясь вдохновить ребёнка на достижения, родители ищут разные подходы. Рассмотрим, популярные способы, которые могут навредить.
🔍 Если родители всё же выбирают такой способ мотивации, то главная задача — не заставить сделать что-то, а развивать финансовую грамотность. Можно выделить что-то за пределами зоны ответственности ребёнка и отмечать деньгами отдельные достижения. Например, вознаградить не за то, что ребёнок убирается в комнате, а за генеральную уборку, не за ежедневные походы на тренировки, а за победу в соревнованиях.
Деструктивная критика. Она отличается от конструктивной тем, что направлена на личность, а не на действия человека. Это может звучать так: «Ты лентяй, поэтому не делаешь домашнее задание».Также такой тип критики указывает на ошибку, но не помогает найти решение, а это может загнать ребёнка в тупик и сформировать привычку фокусироваться на неудачах.

🔍 Если использовать критику, чтобы мотивировать ребёнка — лучше стараться делать это конструктивно. Вместо: «Ты плохо написал контрольную работу», лучше говорить: «Как здорово, что ты правильно решил второй пример. И давай разберём, почему не получилось справиться с первым и третьим. Как я могу тебе помочь?».
Наказания, критика или материальное поощрение не заменят настоящей эмоциональной связи с близкими. Рассмотрим способы, которые будут давать ребёнку силы преодолевать трудности и достигать поставленных целей.
Коротко: 5 советов, как мотивировать ребёнка
Важно помнить, что мотивация ребёнка — это процесс, требующий времени и терпения. Каждый маленький шаг к достижению целей помогает развивать чувство уверенности и самооценку. Вот рекомендации для родителей:
- 👉 Объяснять, зачем ребёнок что-то делает и разбивать цель на маленькие шаги.
- 👉 Поддерживать в любой ситуации, особенно если что-то не получилось.
- 👉 Хвалить ребёнка конкретно и за усилие, а не результат. Можно использовать критику, но она должна быть конструктивной.
- 👉 Подавать личный пример — для ребёнка это лучшая мотивация.
- 👉 Разговаривать с ребёнком и помогать ему поддерживать мотивацию.