Упражнения и игры для развития памяти у ребёнка
Они не потребуют много времени, сложной подготовки или специального образования. Главное — заниматься с ребёнком ежедневно и превращать процесс в игру.
Собрали пять упражнений, которыми пользуются специалисты. Эти методики направлены на работу с детьми до 10—11 лет, но не привязаны к определённой возрастной группе — сложность можно корректировать, опираясь на уровень развития конкретного навыка.
Пример задания с парой слов.
Усложнённый вариант: называйте пары слов, не связанных по смыслу. Если в первом варианте ребёнок запоминал фразы ассоциативно, то теперь ему придётся либо самому придумывать связь, либо запоминать механически.
1. «Нарисуй так же». В течение 30 секунд показывайте ребёнку простой рисунок, допустим, какой-то овощ, затем уберите изображение и попросите нарисовать самостоятельно. Постепенно усложняйте задачу: предлагайте перерисовывать всё более сложные объекты.
2. «Пара слов». Назовите ребёнку несколько пар слов, связанных по смыслу. Например, «стакан-вода», «кошка-молоко». Потом скажите первое слово из пары и попросите ребёнка назвать второе.
Ещё более сложный вариант: назовите пару не связанных по смыслу слов и попросите составить с ними предложение. Например: «Собака-трава». Ребёнок может придумать предложение: «Собака лежит/играет/спит на траве».
3. «Запомни рассказ». Расскажите ребёнку историю, насыщенную различными деталями, и попросите максимально точно её пересказать. Начинайте с двух-трёх предложений и увеличивайте количество по мере развития навыка.
Вариант посложнее: прочитайте рассказ и попросите ребёнка нарисовать, о чём говорится в истории, а потом пересказать услышанное, опираясь на рисунок.
Ещё более сложный вариант: предложите ребёнку не просто нарисовать и пересказать, а продолжить рассказ 3–4 предложениями.
Больше техник для запоминания информации есть в Телеграм-канале сети детских образовательных лагерей Enjoy Camp.
Там мы пишем об осознанном взаимодействии с ребёнком, предлагаем идеи для досуга с детьми, делаем анонсы мероприятий и смен в наших лагерях.
4. «Снежный ком». Развивает навыки переработки и запоминания информации. Суть упражнения вот в чём: cкажите простое предложение и попросите ребёнка дополнить его своим. Потом дополните полученные предложения следующим, а ребёнок повторит все предыдущие и продолжит новым.
Например, вы говорите: «Наступило утро», ребёнок повторяет и дополняет: «Наступило утро. Мама рано встала». И далее: «Наступило утро. Мама рано встала. И начала готовить завтрак» → «Наступило утро. Мама рано встала на работу. И начала готовить завтрак. Она решила приготовить омлет» → ...
5. «Бесконечное предложение». Способствует улучшению навыков анализа и запоминания информации. Скажите ребёнку слово и предложите составить словосочетание с ним. Потом по очереди распространяйте его до предложения и постепенно дополняйте новыми частями речи.
Например, вы говорите: «Собака», ребёнок — «Большая собака». И дальше: «Бежит большая собака» → «Бежит большая чёрная собака» → «Бежит большая чёрная лохматая собака» → ...
В комплексе эти упражнения развивают все психические функции ребёнка: увеличивают объём памяти, обогащают словарный запас, тренируют мышление и произвольное внимание.
Фиксируйте дату, название упражнения, которое делали, и результаты. Уже через 2–3 недели увидите динамику успехов. Если через 1–2 месяца поймёте, что результаты не улучшаются, можно обратиться за консультацией к специалисту.
Для подростков старше 11–12 лет психологи рекомендуют играть в настольные игры, викторины, шахматы, разгадывать кроссворды и головоломки, разучивать песни, обсуждать книги, которые ему интересны.