Чтобы помочь ребёнку развить память, родителям не обязательно иметь определённые знания, отдавать ребёнка в специализированную школу или вести к психологу. Можно развивать навыки запоминания самостоятельно с помощью упражнений, которые получится вписать в ежедневную рутину. Мы узнали у специалиста, как устроена детская память, какие есть методики для её тренировки, и как создать обстановку, чтобы упражнения приносили пользу и нравились ребёнку.
Какие виды памяти существуют
Память — одна из высших психических функций человека, которая отвечает за запоминание и воспроизведение информации. Она бывает:
Кратковременная, долговременная и оперативная.
Кратковременная нужна, чтобы ненадолго запоминать большой объём информации для выполнения текущей задачи. Например, когда студенты заучивают билеты перед экзаменом, и всё забывают, выйдя из аудитории. В долговременной хранится то, что сможем воспроизвести через много лет. А в оперативной памяти информация хранится, пока в ней есть необходимость. Например, школьники помнят формулы, пока они нужны для решения задач в школе, а после выпускного — быстро забывают.
Сенсорная (мгновенная)
Отвечает за обработку того, что в моменте поступает в мозг через органы чувств. Если эта информация нам нужна, мозг отправляет её в кратковременную или долговременную память. Например, когда запоминаем рекламу, если видим в ней что-то полезное. А если информация не нужна — тут же забываем.
Образная и эмоциональная.
Обе строятся на ассоциациях. Первая отвечает за формирование образов из всего, что мы видим, слышим, чувствуем, обоняем — аромат мандаринов напоминает о новогодних праздниках. А второй тип памяти связан с запоминанием того, что вызвало яркие эмоции.
Моторная (двигательная) и словесно-логическая.
Первая позволяет, не задумываясь, выполнять сложные движения. Например, ходить. А вторая нужна, чтобы запоминать и воспроизводить последовательность слов и действий. Именно она определяет способность к обучению.
💡 Навык работать в режиме многозадачности также зависит от объёма памяти. Поэтому важно не только развивать её с раннего возраста, но и тренировать в течение всей жизни, чтобы постоянно поддерживать активность мозга.
Особенности формирования детской памяти — от младенчества до подросткового возраста
На каждом этапе развития преобладают виды памяти, которые соответствуют актуальным задачам и способностям ребёнка:
- Младенчество (до года). В этот период активно развивается эмоциональная и двигательная память.
- Раннее детство (1–3 года). Продолжает развиваться двигательная, а эмоциональная постепенно уступает место образной.
- Дошкольный возраст (3–6 лет). Образная становится ведущей, но процесс запоминания всё ещё непроизвольный. Начинает активно развиваться кратковременная память.
- Младший школьный возраст (6–10 лет). С началом школьного обучения начинает доминировать словесно-логическая. Активно развивается произвольная: ребёнок уже может осознанно заучивать небольшие стихи или правила. Образная память продолжает играть важную роль, особенно в процессе обучения через наглядные примеры, картинки и схемы.
- Подростковый возраст (11–15 лет). Словесно-логическая становится ведущей: дети учатся работать с более сложной абстрактной информацией, развиваются аналитические и логические навыки. Закрепляется произвольная память.
Методы диагностики памяти у детей и норма по возрастам
Первичную диагностику можно проводить самостоятельно, и время от времени повторять, чтобы отслеживать динамику.
💡 Общая рекомендация по нормам запоминания: для всех техник психологи советуют придерживаться принципа: «7±2». Это значит, что и пять, и девять объектов запоминания считается хорошим результатом.
- Чтобы оценить объём зрительной памяти, поставьте перед ребёнком 5–6 предметов, допустим, игрушек, и предложите их запомнить. Потом попросите закрыть глаза и уберите игрушки — ребёнок должен назвать предметы, которые вы показывали. Детям постарше можно усложнить задание: убрать не все, а некоторые из предметов и попросить назвать недостающие. Для диагностики объёма образной: покажите ребёнку рисунок и попросите запомнить. Потом дайте такой же рисунок, но без некоторых деталей, и попросите дорисовать недостающие элементы.
Пример задания с картинкой для диагностики объёма образной памяти. Источник: drazvivalki.ru.

- Для проверки слуховой: скажите, например, 10 слов по порядку, и предложите ребёнку их повторить. Для диагностики кратковременной и долговременной: заучите с ребёнком четверостишие и просите рассказывать его через час, день, три дня. Увеличивайте временные промежутки до тех пор, пока ребёнок не забудет стихотворение. Отслеживайте в динамике, меняется ли результат. Одни виды могут быть развиты лучше или хуже других, поэтому даже низкие показатели не всегда говорят о плохой памяти в целом. Кроме того, на результаты проверки могут влиять такие факторы: плохое настроение, усталость, голод, несбалансированное питание, высокие физические и эмоциональные нагрузки, недостаток сна.
💡 Если видите, что ребёнку сложно справляться с заданиями, например, он с трудом усваивает или обрабатывает информацию — возможно, стоит провести диагностику у нейропсихолога. Он поможет определить, насколько хорошо сформированы все высшие психические функции.
Упражнения и игры для развития памяти у ребёнка
Они не потребуют много времени, сложной подготовки или специального образования. Главное — заниматься с ребёнком ежедневно и превращать процесс в игру. Собрали пять упражнений, которыми пользуются специалисты. Эти методики направлены на работу с детьми до 10—11 лет, но не привязаны к определённой возрастной группе — сложность можно корректировать, опираясь на уровень развития конкретного навыка.
- «Нарисуй так же». В течение 30 секунд показывайте ребёнку простой рисунок, допустим, какой-то овощ, затем уберите изображение и попросите нарисовать самостоятельно. Постепенно усложняйте задачу: предлагайте перерисовывать всё более сложные объекты.
- «Пара слов». Назовите ребёнку несколько пар слов, связанных по смыслу. Например, «стакан-вода», «кошка-молоко». Потом скажите первое слово из пары и попросите ребёнка назвать второе. Усложнённый вариант: называйте пары слов, не связанных по смыслу. Если в первом варианте ребёнок запоминал фразы ассоциативно, то теперь ему придётся либо самому придумывать связь, либо запоминать механически. Ещё более сложный вариант: назовите пару не связанных по смыслу слов и попросите составить с ними предложение. Например: «Собака-трава». Ребёнок может придумать предложение: «Собака лежит/играет/спит на траве».
Пример задания с парой слов.

- «Запомни рассказ». Расскажите ребёнку историю, насыщенную различными деталями, и попросите максимально точно её пересказать. Начинайте с двух-трёх предложений и увеличивайте количество по мере развития навыка. Вариант посложнее: прочитайте рассказ и попросите ребёнка нарисовать, о чём говорится в истории, а потом пересказать услышанное, опираясь на рисунок. Ещё более сложный вариант: предложите ребёнку не просто нарисовать и пересказать, а продолжить рассказ 3–4 предложениями.
Больше техник для запоминания информации есть в Телеграм-канале сети детских образовательных лагерей Enjoy Camp. Там мы пишем об осознанном взаимодействии с ребёнком, предлагаем идеи для досуга с детьми, делаем анонсы мероприятий и смен в наших лагерях. https://t.me/enjoycamp
- «Снежный ком». Развивает навыки переработки и запоминания информации. Суть упражнения вот в чём: cкажите простое предложение и попросите ребёнка дополнить его своим. Потом дополните полученные предложения следующим, а ребёнок повторит все предыдущие и продолжит новым. Например, вы говорите: «Наступило утро», ребёнок повторяет и дополняет: «Наступило утро. Мама рано встала». И далее: «Наступило утро. Мама рано встала. И начала готовить завтрак» → «Наступило утро. Мама рано встала на работу. И начала готовить завтрак. Она решила приготовить омлет» → ...
- «Бесконечное предложение». Способствует улучшению навыков анализа и запоминания информации. Скажите ребёнку слово и предложите составить словосочетание с ним. Потом по очереди распространяйте его до предложения и постепенно дополняйте новыми частями речи. Например, вы говорите: «Собака», ребёнок — «Большая собака». И дальше: «Бежит большая собака» → «Бежит большая чёрная собака» → «Бежит большая чёрная лохматая собака» → ...
В комплексе эти упражнения развивают все психические функции ребёнка: увеличивают объём памяти, обогащают словарный запас, тренируют мышление и произвольное внимание.
💡 Как отслеживать прогресс
Фиксируйте дату, название упражнения, которое делали, и результаты. Уже через 2–3 недели увидите динамику успехов. Если через 1–2 месяца поймёте, что результаты не улучшаются, можно обратиться за консультацией к специалисту. Для подростков старше 11–12 лет психологи рекомендуют играть в настольные игры, викторины, шахматы, разгадывать кроссворды и головоломки, разучивать песни, обсуждать книги, которые ему интересны.
Советы от нейропсихолога, чтобы занятия проходили эффективно
- Создайте благоприятные условия. Прежде чем делать упражнения, дайте ребёнку отдохнуть. Проводите уроки в удобном и тихом месте, чтобы он не испытывал дискомфорта.
- Обеспечивайте спокойную и доброжелательную атмосферу дома. В состоянии стресса ребёнку будет сложно воспринимать информацию. Поэтому важно, чтобы окружающие взрослые не повышали голос на него и друг друга, и в целом старались поддерживать ровный эмоциональный фон в семье.
- Проводите уроки в игровой форме. Тогда они не будут восприниматься, как дополнительная нагрузка.
- Начинайте развивать навыки запоминания ребёнка с первого года жизни. Со временем сформируется эмоциональная привязанность, и ребёнок будет ждать занятий. C 5–6 лет начинайте проговаривать, что — это не только развлечение, но и подготовка к школе.
- Вводите упражнения постепенно: 1–2 игры по 5–10 минут в день.
- Старайтесь доводить игры до конца. Если ребёнку сложно или он устал, помогайте ему наводящими вопросами и подсказками.
- Хвалите за успешное выполнение заданий. Даже если заслуги совсем скромные. Ребёнку важно получать положительное подкрепление, чтобы не терять интерес
Подробнее о том, как правильно подбадривать ребёнка, рассказывали в статье: «Как мотивировать ребёнка к учёбе, спорту и саморазвитию: рекомендации психолога»
Как развивать память у ребёнка: коротко
- Чтобы понять, на развитие каких навыков делать акцент, можно провести самостоятельную диагностику. Для этого показывайте и предлагайте ему воспроизвести рисунки, запомнить предметы и последовательность слов, заучивайте стихотворения и проверяйте, как долго он их помнит.
- Не существует строгих нормативов для детей. Можно придерживаться принципа «7±2» — значит, и пять, и девять объектов запоминания считаются хорошим результатом.
- Для самостоятельной работы можно использовать простые игры и упражнения: «Нарисуй так же», «Пара слов», «Запомни рассказ», «Снежный ком», «Бесконечное предложение».
- Важно, чтобы тренировка навыков была регулярной. Можно 3–5 раз в неделю полноценно заниматься дома по 5–10 минут, а в любое другое время между делом вовлекать ребёнка в развивающие игры. Главное — не делать больших перерывов.
- Чтобы отслеживать эффективность, можно фиксировать результаты. Для этого используйте блокнот, заметки на телефоне или Excel-таблицу.
- Если через 1–2 месяца результаты не улучшаются, стоит обратиться за консультацией к нейропсихологу.